Аляску променяли на железные дороги

Аляску променяли на железные дороги

Аляску променяли на железные дороги

Вопрос продажи Аляски до сих пор волнует многих жителей нашей страны. Продажа данной территории американцам полтора столетия не дает покоя политикам, которые пытаются то оспорить ее законность, то выяснить истинные причины, но нас сегодня больше волнует вопрос куда же пошли средства, полученные Российской империей от продажи Аляски?

Почему русские отказались от северной территории

Первые русские колонисты в 1799 году под управлением Русско-американской компании начали осваивать Аляску. Климат на данной территории был крайне суровым, к тому же земли отличались труднодоступностью. В числе колонистов были прежде всего беглые преступники и авантюристы. В таких реалиях развитие территории шло очень медленно.

Аляску променяли на железные дороги
Аляску променяли на железные дороги

Первые поселения на Аляске

На тот момент о золотых жилах и нефти было мало что известно, поэтому единственной ценностью, которую получали колонисты был мех калана, однако не регулируемое его истребление привело к резкому сокращению популяции пушного зверька. В остальном же территория была мало чем привлекательна.

Кроме того, достаточно часто возникали конфликты с местным население.

А поскольку рейсы на Аляску были не регулярными, то колонисты постоянно ощущали дефицит продуктов питания, а иногда испытывали и голод.

Как видим аргументов в пользу данной территории было совсем мало. Поэтому, когда началась Крымская война и русские удаленные порты были атакованы английскими кораблями, стало понятно, что русская империя не в состоянии оборонять свои дальние рубежи, к тому же не имеет лишних средств для содержания убыточных колоний.

Вопрос территории решен

Виды на Аляску имели как США, так и Британия. Но поскольку с последней у России были не лучшие отношения, вернее страны находились в состоянии войны, поэтому вполне закономерно, что предпочтение было отдано молодому государству, о котором не так давно заговорили на политической арене.

Аляску променяли на железные дороги
Аляску променяли на железные дороги

Постройка моста на Аляску

На тайном совещании в 1866 году присутствовали сам император Александр ІІ, министры финансового и морского министерства, российский посланник в Вашингтоне борон Эдуард Стекль. Решение о продаже было принято единогласно. На следующий год делегация Российской империи и Соединенных Штатов подписали соответствующий договор. И уже 18 октября того же года на флагштоке перед домом правителя на Аляске был поднят американский флаг. Аляска была продана за 7, 2 миллиона долларов.

Как распорядились деньгами

Для того, чтобы расплатиться с Россией, казначейство США выпустило специальный купон.

И так, попробуем разобраться с теми средствами, что получили от продажи земли. Если верить не совсем официальным источникам, что определенная сумма ушла на вознаграждения чиновникам, которые приложили свою руку к заключению договора о продаже. Американские сенаторы получили около 150 тысяч долларов, Стеклю же досталось 25 плюс пожизненное содержание в шесть тысяч рублей в год.

Аляску променяли на железные дороги
Аляску променяли на железные дороги

Карикатура на продажу Аляски Америке

Остальные средства, а это семь миллионов перевели вначале в фунты, а после в золотые слитки, чтоб доставить их в Россию. Естественно, что такая конвертация привела к тому, что первоначальная сумма уменьшилась на целых полтора миллиона долларов.

Есть версия, что корабль с золотыми слитками затонул во время шторма, поэтому русские от продажи Аляски вообще ничего не получили. Но, в государственных архивах так же имеется информация, что деньги все же поступили и были в последствии потрачены на закупку материалов за рубежом для строительства железных дорог, поскольку производство стали в нашей стране развито не было. При бурном развитии железнодорожных сетей, Россия просто вынуждена была закупать рельсы по завышенной цене.

Аляску променяли на железные дороги
Аляску променяли на железные дороги

Постройка железной дороги в Российской Империи

Так что продав убыточную Аляску русские в результате получили хорошо развитую железнодорожную сеть, которая способствовала развитию экономического потенциала.

Америка же получила убыточную территорию, но укрепила свои границы. И только спустя несколько десятков лет, на Аляске была обнаружена золотая жила, а в середине 19 века и крупнейшие запасы нефти.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий